“По ту сторону объектива”. Интервью со спортивным фотографом Антоном Зянтерековым

“По ту сторону объектива”. Интервью со спортивным фотографом Антоном Зянтерековым

Категория: Эксклюзив
0

Многие поклонники ММА любят посмотреть хорошие фотографии  прошедших боев. Будь то снимок с первых турниров, который передает неповторимую полуподпольную атмосферу, или современный кадр, на котором можно разглядеть мельчайшую капельку крови, – эти изображения позволяют нам на некоторое время совершить путешествие во времени и заново пережить моменты триумфа или разочарования. Но кто же отвечает за все это «волшебство»? 

Наш сайт решил познакомить Вас с Антоном Зянтерековым, спортивным фотографом, который радует поклонников смешанных единоборств кадрами с турниров ведущих российских промоушенов.

– Привет, Антон! Как ты пришел в этот жанр? Ты уже увлекался фотографией, когда начал смотреть ММА, или все случилось наоборот?

– Вообще, фотографией я увлекся, когда подарил своей жене фотоаппарат, но в итоге она его держала в руках пару раз. Начинал с футбола и в тот момент не особо увлекался ММА, слышал, что у нас в стране есть М-1, и в принципе – все. Сначала, как и все, это была просто любительская бесплатная съемка, а потом уже и заказы поступать стали, и первые постоянные клиенты появились. В итоге в футболе за год дорос до того, что получил аккредитацию и провёл фотосъёмку матча Зенита и ЦСКА на Петровском. А после – как отрезало. Было ощущение, что достиг поставленной цели, и футбол меня интересовать перестал.

Далее начались поиски нового направления в спортивной фотографии. Я и волейбол снимал, и баскетбол, и даже прыжки в воду. Но однажды познакомился с Павлом Ковалем (борец, тренер и боец ММА, прим. cageside.ru) и он предложил мне обратить внимание на единоборства. Так все и началось.

– Какой ММА-турнир был для тебя первым?

– Сначала удалось попасть на турнир М-1 в Санкт-Петербурге, где Штефан Пютц проводил защиту своего пояса в поединке с Виктором Немковым. К моему удивлению, получить аккредитацию смог очень легко, несмотря на то, что я не представлял СМИ. А вот с фотографией там сложно. Дело в том, что в рингсайд допущены только официальный фотограф промоушена и фотограф “Нового Потока”, а сделать хорошие снимки издалека практически нереально. В общем, на турниры М-1 я хожу, чтобы взять интервью у бойцов и посмотреть поединки. Потом уже бывал и на турнирах ACB, и Fight Nights, до “Ахмата” пока не добрался, но они в Санкт-Петербурге турниры и не проводили.

– Сейчас ты уже можешь сказать, что съемка турниров и событий в мире ММА – это то, чем ты зарабатываешь? Или это скорее хобби?

– Если касаться съемки единоборств в отдельности, то, если честно, это не особо прибыльное занятие. Я действительно зарабатываю спортивной фотосъёмкой, но это не только турниры по смешанным единоборствам. Это, конечно же, и футбол, и волейбол, и водные виды спорта. Я бы с удовольствием был штатным фотографом и специализировался на фотосъёмке только одного направления, но на данный момент таких предложений не поступало. Если говорить об ММА, то оплату за свою работу я получал от ACB, когда снимал 45-й и 48-й и 50-й турниры лиги, а также за съёмку Чемпионата Европы по ММА.

– Как ты относишься к тому, что в нашей стране не очень заботятся об авторских правах на фото? 

– Да, у нас с этим все очень жестко (со смехом). Очень интересный вопрос. Вообще, после каждого ивента я то здесь, то там вижу свои фотографии, но спортсмены, например, логотипы и водяные знаки чаще всего оставляют. А вот группы различные в ВК вообще этим не заморачиваются. Хотя, что там группы, был и с М-1 случай.

Как-то раз была опубликована фотография Пютца, когда у него был титульный бой, и он с поясом поднимался. Все бы хорошо, но она была кадрирована, т.е. из полного изображения был вырезан определенный кусок. Каждый фотограф знает свой стиль и, увидев эту фотку, я узнал её. Сравнил и понял, что действительно – моя, но никаких подписей и ссылок, разумеется, не было. Обратил на это внимание М-1, но никаких ультиматумов не ставил, и её не удалили. Я все прекрасно понимаю: если начну что-то требовать, то просто больше никогда не попаду на ивенты организации. Но отмечу, что после того случая в М-1 стали ставить ссылки на мои фотографии, что уже хорошо.

– А какие еще проблемы ты можешь выделить в этой сфере?

– Первая – это допуск фотографа к месту съемки. Она главная и глобальная. Например, все мы смотрим турниры UFC. Можно обратить внимание, что одна из сторон октагона полностью отдана фотографам, плюс еще один снимает сверху с постамента, чтобы получить фото с разных ракурсов. Представляете, каких денег стоит это место в кейджсайде на турнирах UFC? Но они все равно отдают его в работу фотографам и получают отличную съемку. У нас же или вообще не пускают к рейджу и клетке, или гоняют, аргументируя тем, что билеты в тех местах дорогие, а люди пришли смотреть на бои, а не на фотографа.  На мой взгляд, чтобы всем было хорошо, места съемки и работа фотографа должна быть как-то регламентированы.

Вторая проблема – это отношение к самой съёмке. С точки зрения многих организаторов соревнований, фотосъёмка – это что? Пришёл человек с фотоаппаратом, нажал на кнопку, получились шедевры, он пришёл домой, скинул на флешку – и всё, готово! Не буду описывать весь процесс работы спортивного фотографа, но всё гораздо тяжелее, чем было описано выше. И поэтому ввиду «простоты съёмки» организаторы либо не хотят вообще платить за работу, либо предлагают такую оплату, что промоутер на улице получает больше. Работа в этом плане ведётся, и многие организаторы соревнований, получив качественный фотоотчёт с турнира и положительные отзывы от участников, понимают, что лучше заплатить за качество, но зато фотограф точно придет и сделает свою работу. Фотосъемка – это в какой-то мере лицо организации. Чем она качественней, тем больше участников заберут к себе в социальные сети, тем самым рекламируя турнир. Если говорить о качестве фотосъёмки ACB, M-1 и Fight Nights, то оно заметно улучшилось. Видно, что на турнирах работают профессионалы своего дела.

– Ты отмечал, что мотивации для съемок футбола у тебя больше нет. Как дела в ММА? Есть ли какая-то вершина в единоборствах, которую ты обязательно хочешь покорить как фотограф?

– Из последних достижений – это было стать официальным фотографом турниров ACB. Мне реально очень приятно, что оценили мои труды. Также был официальным фотографом Гран-при клуба Fight Spirit в Колпино и Чемпионата Европы по ММА в Санкт-Петербурге. А если из перспективных, то есть две глобальные задачи. Первая – это сфотографировать турнир UFC в России. Необязательно стать официальным фотографом – я на такое не замахиваюсь, – просто провести там съемку это. Вторая задача – это Токио-2020. Это не ММА, но я хочу попасть на эту Олимпиаду в качестве фотографа единоборств.

– Фотоаппаратура – дорогое удовольствие. Расскажи о том, какой “фотик” у тебя. Может быть, сможешь дать какой-нибудь совет по экономии для тех, кто только хочет стать начинающим спортивным фотографом?

– Моим первым фотоаппаратом был Canon 600d с объективом 18-135, и если человек хочет начать заниматься спортивной фотографией, то это отличный аппарат для старта. Причем я общался со многими коллегами, и они меня в этом вопросе поддерживают. По цене он будет, наверное, тысяч 35, но с ним вполне можно начинать. Например, я сам с ним дорос до “Зенит” – “ЦСКА”.

Позже я купил себе подержанный Canon 5d mark II и объектив 70-200. С удовольствием фотографировал на эту технику, но на чемпионате России по триатлону он у меня сломался, поэтому теперь я беру фотоаппарат в аренду. Что беру? Это Canon 5d mark III и два объектива – Сanon 24-70 для съемок с близкого фокусного расстояния и 70-200 для крупных планов.

Что касается UFC, то там используют дорогущую фототехнику. Скорость съемки 16 кадров в секунду, что позволяет заснять и момент удара, и то, что происходит с лицом. Для примера, у моей камеры 6.3 кадра в секунду – то есть в три раза меньше шанс поймать тот самый момент.

– 2016-й недавно закончился. Может быть, поможешь нашему сайту экспертным мнением и назовешь три лучших кадра ушедшего года? Конечно, хотелось бы понять и причины твоего выбора.

– Помогу, естественно! Первый кадр будет из UFC. Фотография ужасает, конечно…. Но фотограф смог поймать этот момент, ведь все происходит молниеносно. И мы можем видеть, как несладко пришлось Вердуму… После таких кадров думаешь: “Чёрт… как люди после этого вообще продолжают биться?”

Далее – один из лучших поединков 2016 года в России: Шаблий – Вартанян. Очень нравится мне работа коллеги из Ростова. Всегда качественные, яркие фотографии. Здесь присутствует всё, за что мы любим спортивную фотографию: эмоции, движение, в единоборствах это ещё и кровь, и пот.

Также отметил бы фотографа с M-1 Global. Всегда приятно смотреть его фотоотчёты с турниров. Использует много разных точек для фотосъёмки, фотографии отображают ключевые моменты поединка, всегда эмоциональные.

– А если выбирать из твоих работ. Какую ты считаешь лучшей? Расскажи о ней.

– Я считаю вот эту фотографию реально крутой. Это снимок Альберта Дураева на первом питерском турнире ACB, который я снимал (это был турнир ACB 22, прим. cageside.ru). В принципе, фотография отображает все, что происходило с Альбертом в это время. Во-первых, это тяжесть сгонки. Когда он дрался в полусреднем весе, скидывал по 20 килограммов. Во-вторых, это бой, который пошел совсем не по плану. Он пропустил удар, из-за которого начались проблемы с глазом и даже пришлось операцию делать.

В общем, эта фотография передает всю тяжесть ситуации и подготовки. Я лично её Альберту отправлял, и он тоже её высоко оценил. Снимок ему очень понравился и даже долгое время был главным в его инстаграме.

– У меня будет к тебе еще один – последний – вопрос. Есть ли боец, с которым ты обязательно хотел бы поработать в будущем? 

– Если брать все единоборства в целом, то я с удовольствием бы поснимал Жана-Клода Ван Дамма. А вот если говорить только об ММА, то надо подумать… Наверное, это будет Аскар Аскаров. Почему он? Потому что он долго и планомерно шел к своей цели и добился её, несмотря ни на что. Он впахивает за троих в зале и очень скромный. В общем, с удовольствием пообщался бы с ним и поработал как фотограф.