«Тайное искусство», «незаметное искусство», «искусство четырех пальцев», «искусство незаметного отключения», «путь мягкости», «искусство гибкости», «ветка, не сломленная снегом» — всеми этими поэтичными словами названо одно искусство ведения боя – «джиу джитсу».
Если большинство из этих названий носят общий характер и применяются для обозначения японских боевых искусств в целом, с последним, «ветка, не сломленная снегом», связана история возникновения джиу-джитсу (дзю-дзюцу).
Легенда
В IХ в. японский врач и мастер единоборств Сиробэи Акаяма побывал в Китае для совершенствования своих знаний в медицине. Там он также изучил техники и приемы некоторых местных единоборств. Вернувшись на родину, врач увидел, что после сильного снегопада ветки большинства деревьев были сломаны, так как они не выдержали натиска ветра и снега. Однако гибкие ветви ивы прогнулись под тяжестью снега и вернулись в прежнее положение, как будто ничего не было. Увиденное так впечатлило мастера, что он основал свою школу боевых искусств, главным принципом которой стала техника «поддаться, чтобы победить».
История
В 1532 году в период Сэнгоку военный тактик и правитель одной из провинций, Хисамори Такэноучи, объединил свои знания о различных боевых искусствах. «Искусство гибкости» развивалось как безоружное противостояние вооруженному и защищенному доспехами противнику. Разумеется, при таких условиях ударная техника отходит на второй план, а наиболее эффективным методом защиты становятся заломы и броски. Джиу-джитсу преподавали только в закрытых школах, куда попасть можно было только по рекомендации. Однако эта техника широко практиковалась в армии, ее изучали самураи.
Затем в период Эдо (с 1603 по 1868 гг.) страна потихоньку перешла от военного направления в сторону купечества. Доспехи и оружие стали украшением дома, а джиу-джитсу — основным способом самообороны. Благодаря этому различные школы начали появляться как грибы после дождя. В это же время начали активно проводить соревнования — это стало своеобразным развлечением для сидящих без дела воинов.
Основы техники
Смысл «мягкого искусства» заключен в уступке натиску противника. Направить усилия противника в нужную для себя сторону, обратить его действия против него же самого.
Бросковая техника и силовое воздействие на суставы тела противника – это то, что отличает джиу-джитсу от других видов единоборств. Ударной технике также уделяется большое внимание, но она нужна скорее для того, чтобы, остановив соперника, подготовить момент для броска, выведения из равновесия и проведения болевого или удушающего приема.
Множество базовых приемов можно классифицировать по разделам:
- Позиции (стойки) (сизей);
- Техника передвижений (синтай);
- Техника поворотов и подворотов (тайсабаки);
- Техника бросков (нагеваза);
- Техника ударов по болевым точкам (атемиваза);
- Техника защит (укеваза);
- Удушения (шимеваза);
- Удержания (осаекомиваза);
- Болевые приемы (кансетсуваза);
- Техника падений (укеми);
- Техника захватов (кумиката).
В разных школах могут изучаться как все формы борьбы, так и уделяться усиленное внимание каким-то из них – различия касаются стоек, ударов, захватов. В дополнение к джиу-джитcу многие школы также тренируют владение оружием. Тут уже больше различий, так как техника подстраивается под предмет.
Мир и Россия
В конце 19 века (1868 — 1889 гг.) в Японии проводилась реставрация Мейдзи, характеризующаяся заменой традиционного уклада жизни японцев на плоды развития западной цивилизации. Несмотря на то, что этот комплекс реформ позитивно повлиял на отсталую аграрную страну и сделал из нее передовую державу, многие несогласные с новым направлением в развитии страны покинули ее и обосновались в США и Европе. Спецслужбы во многих странах — в Германии, Австрии, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Франции, заинтересовались джиу-джитсу. В начале ХХ века японские мастера стали открывать школы, и в 50е годы джиу-джитсу распространилось по всему западному миру.
После окончания в 1905 году Русско-Японской войны Сахалин отошел под управление Японии. Тогда и началась история российского джиу-джитсу, которое некоторое количество лет спустя будет воплощено в САМБО, благодаря двум русским: Василию Ощепкову и Виктору Спиридонову.
Сейчас джиу-джитсу распространено по всему миру и представляют его Международная федерация Будо, Всемирная федерация дзю-дзюцу, Международный Союз Боевых Искусств, две Международные федерации нин-дзюцу.
Самая плодоносная и крепкая ветвь джиу-джитсу родом из Бразилии. Наверное, именно благодаря ей и ее основателям современный мир знает, любит и практикует этот вид единоборств. Бразильское джиу-джитсу имеет настолько большое значение в спорте и жизни, что, пожалуй, рассказ о нем достоин отдельной статьи.
Бабушка японских единоборств
Джиу-джитсу дало жизнь многим видам боевых искусств. Мастер Морихэй Уэсиба развил технику айки-дзюцу, которая в свою очередь продолжилась в айкидо. Мастер Дзигоро Кано взял джиу-джитсу за основу кодокан дзюдо. Именно из дзюдо берут свое начало самбо и бразильское джиу-джитсу.
Пожалуй, джиу-джитсу является наиболее лояльной системой, поскольку каждая школа имеет право изменять методику и вводить в программу новые элементы в соответствии с боевыми традициями своего региона. Поэтому техника очень обширна и разнообразна. Благодаря этому, джиу-джитсу имеет такое большое распространение. Весь мир боевых искусств должен быть благодарен Сиробэи Акаяма и его наблюдательности.
Комментарии