Бразильское джиу джитсу

Бразильское джиу джитсу

Категория: История боевых искусств
0

Корни бразильского джиу-джитсу тянутся из Японии. Его родитель, кодокан дзюдо, с самого своего основания отличался от остальных японских единоборств тем, что был предназначен не столько для войны, сколько для формирования физической культуры и закаления характера молодых людей. Дзюдо – это не только спорт, но и философия жизни. И именно эту его основную черту впитало в себя искусство семьи Грейси. Но обо всем по порядку.

Бразильский период

Карлос Грейси
Карлос Грейси

Основатель дзюдо Дзигоро Кано в 1904 году отправляет своих лучших учеников Мицуё Маэда и Томите Цунэдзиро в США стать учителями дзюдо в Вашингтоне. Но судьба сложилась иначе и Томите Цунэдзиро уехал домой. А Мицуё Маэда остался в Америке доказывать эффективность своего искусства, бросая вызовы борцам, боксерам и представителям других боевых искусств. Пропутешествовав по Северной Америке, он направился в Центральную и Южную, а затем в Европу. Путешествуя, он разрабатывал свой стиль, отметая на его взгляд неэффективные техники и добавляя новые. Его поединки принесли ему настоящую славу в Южной Америке. И в 1920х, вернувшись в Бразилию, на одной из таких демонстраций преимуществ дзюдо Маэда познакомился с бизнесменом Гастао Грейси и между ними завязалась дружба. С тех пор он начинает обучать своему искусству старшего сына Гастао – Карлоса.

Подросший Карлос Грейси в 1925 году основал академию джиу-джитсу вместе со своими братьями, немного изменив и доработав технику своего учителя. Братья доказывали эффективность своего искусства находя оппонентов по газетным объявлениям. Такая своеобразная популяризация своего искусства получила название «Вызов Грейси». Так начиналось Бразильское джиу-джитсу.

В этом стиле существуют две основные категории приемов: рычаги (узлы) и удушения. Создание рычага (узла) — это изоляция конечности противника к определённому положению тела, которое вынудит сустав двигаться по прямой (вращается по своей оси) вне его нормального диапазона движения. При увеличении давления на конечность-рычаг, противник, не сумевший избежать данного положения, сдаётся. Удушение используется, чтобы нарушить снабжение кислородом мозга противника, что может вызвать его бессознательное состояние, если он не сдастся достаточно быстро.

Есть еще одна менее популярная категория — ущемление. При его применении мускул противника сжимается между костями (обычно голени и запястья). Также можно провести ущемление, которое расширяет, разделяет сустав, причиняя существенную боль противнику. Эти приёмы обычно не разрешены на соревнованиях из-за высокого риска травмы.

Период становления

Вообще, известность к бразильскому джиу-джитсу пришла в большинстве своем благодаря семье Грейси. Младший брат Карлоса – Хелио, был хилым и болезненным подростком. Он очень хотел заниматься вместе с братьями, но врачи запрещали ему. Все, что ему разрешалось – это просто наблюдать за тренировками. Однажды в 1928 году на занятие с Карлосом пришел его ученик, но тренера по каким-то причинам не оказалось на месте. Зато там был Хелио. Он провел отличную тренировку и так стал сначала тренером, а затем, изменив немного технику под свои особенности, начал проводить поединки с другими бойцами.

Методика Хелио была рассчитана как на борьбу внутри ринга, так и на неожиданные уличные схватки. Хелио делал больший акцент на использовании собственного веса, контролю усилий и расчету момента, чем грубой силе.

Хелио Грейси
Хелио Грейси

Он постоянно совершенствовал и оттачивал свои приемы, вызывая на бой различных оппонентов. В 1951 году Бразилию посетил японский мастер дзюдо, 13-кратный чемпион Японии, Масахико Кимура. Двадцатикратный чемпион Бразилии Хелио не упустил возможность проверить свою технику и бросил тому вызов. На тринадцатой минуте Кимура выиграл, проведя свой знаменитый прием (болевой прием на плечевой сустав). Несмотря на поражение оппонента, впечатленный выступлением Хелио, Кимура пригласил его преподавать в Японии.

Этот поединок несомненно привлек в стены академии Грейси огромное количество жаждущих знаний молодых людей. Еще один поединок, вызвавший восхищение всей Бразилии смелостью и ловкостью сорокалетнего мастера в бою, Хелио провел против своего лучшего ученика Вальдемара Сантана, который был почти на 20 лет моложе учителя. В 1955 году из-за профессиональных разногласий мужчины поругались и был назначен бой. Он длился 3 часа 40 минут и закончился тем, что Сантана нокаутировал Грейси ударом ноги по голове. Примечательно то, что этот бой прошел без предварительной подготовки, полностью отвечая философии Хелио быть готовым к битве в любое время и любом месте.

Американский период

Рорион Грейси
Рорион Грейси

Сыновья Хелио – Рорион и Ройс, приехали в США и поставили себе целью во что бы то ни стало прославить стиль борьбы своей семьи. Сначала обучение всех желающих проходило в гараже их дома. Там Рорион и возобновил традицию соей семьи «Вызов Грейси». Каждый раз его борьба оказывалась эффективнее борьбы соперников и в 1989 году Рорион с помощью братьев Риксона, Ройлера и Ройса основал свою академию джиу-джитсу в Калифорнии.

Вместе со своим учеником, калифорнийским бизнесменом Артом Дейви, они разработали идею проведения Чемпионата боевых искусств.

Турнир предлагалось провести в формате гран-при, при участии восьми бойцов, представлявших различные виды боевых искусств. Соперники выходили на арену в форме октагона, придуманного Хелио и его учеником Джоном Милиусом, ставшим креативным директором соревнования. Было всего два правила: не выдавливать глаза и не кусаться.

Так 12 ноября 1993 года состоялся первый турнир Ultimate Fighting Championship (UFC), чемпионом которого стал Ройс Грейси, самый неприметный и маленький из участников.

Ройс Грейси
Ройс Грейси

Благодаря семейству Грейси бразильское джиу-джитсу известно и практикуемо во всем мире. Отсутствие сдерживающих факторов вроде приверженности к традициям, философии или определенному стилю школы позволило создать наиболее прогрессивный эффективный стиль борьбы, который будет одинаково хорош в применении в любой ситуации: на ринге или на улице, большому или маленькому, сильному или слабому. Бразильское джиу-джитсу прочно обосновалось в топе списка обязательных навыков для бойца ММА. Помимо Ройса Грейси, наиболее яркими представителями это боевого искусства в смешанных единоборствах стали Фабрисио Вердум, Би Джей Пенн, Ник Диас, Роналдо Соуза и многие другие спортсмены.